Обладатели земельных наделов, будь то дачный/садовый участок или частное подворье, нередко сталкиваются с проблемой адекватности налогообложения недвижимости на местах. Контролирующие органы регионального уровня нередко относят временные сооружения к разряду капитальных, что влечет необходимость уплаты соответствующего налога и дополнительные материальные издержки для владельца земли.
Понятно, местная власть вправе принимать законодательные акты, обязательные к исполнению в пределах региона. Но вопрос о том, нужно ли регистрировать бытовку, на участке ЛПХ в том числе, лежит в плоскости компетенции федерального законодательства.
Проблема заключается в объективности трактовки термина бытовка сотрудниками госструктур. Согласно ГК РФ, ст. 130, в частности, к объектам недвижимости, помимо, собственно, земли, относят объекты, не допускающие перемещения/транспортировки без ущерба их целостности. Более чем четкая формулировка подразумевает здания, сооружения и незавершенное строительство капитального характера.
Другой федеральный закон (217-ФЗ от 29.07.17) недвусмысленно позволяет собственнику самостоятельное строительство на садовом участке хозпостроек и прочих сооружений, не попадающих в разряд капитальных. Последнее исключает необходимость регистрации подобных объектов в Росреестре.
Четкую формулировку дает и Градостроительный Кодекс РФ. В п. 39 ст. 1 речь идет об отдельно стоящем здании, оснащенном санузлом и помещениями, предназначенными для круглогодичного проживания. Разумеется, бытовка к таковым не относится.
Из упомянутых выше законов понятно, что необходимость регистрации сооружения в Росреестре зависит от эксплуатационных характеристик и целевого назначения. Независимо от типа участка (садовый, огородный, под строительство) и конструкции бытовки (металл, дерево), она устанавливается для следующих целей:
В перечень не включен без того очевидный вариант использования бытовки на стройплощадках. Но в любом случае речь не ведется о капитальном фундаменте, наличии полного спектра коммуникаций и круглогодичном проживании людей. Помимо этого, конструкция сооружения предусматривает простоту демонтажа и транспортировки.
Налицо отсутствие объективных причин причислять бытовку к капитальным строениям. Следовательно, документально оформлять бытовку как недвижимость нет необходимости. Отсюда необоснованность претензий со стороны налоговых органов. Сооружения подобного типа не подлежат налогообложению.
Отдельную категорию составляют мобильные бытовки на колесном шасси. Разумеется, о налоге на недвижимость разговор не ведется, равно как и о регистрации в ГИБДД, если соблюдены следующие условия:
Помимо того, скорость транспортировки колесной бытовки не должна превышать 40 км./ч. В случае соответствия мобильного сооружения вышеперечисленным требованиям, оно не считается транспортным средством и даже прицепом. Поэтому необходимость регистрации в ГИБДД отпадает.
Постоянная прописка, передача имущества по наследству и масса подобных юридических проблем решаются проще и быстрее, если человек официально обладает недвижимостью. Уровень благоустройства современных бытовок позволяет повысить их ранг до требуемого. Для этого необходимо соблюсти следующие требования:
Подкрепив перечисленные позиции разрешением на строительство и/или на ввод в эксплуатацию, бытовку можно регистрировать в качестве недвижимого имущества со всеми вытекающими выгодами. Последний документ выдается местными органами власти и получается через МФЦ в том числе.